вторник, 24 июня 2008 г.

С этой же эмпирической точки зрения признается, что единичные души существуют отдельно от брахмана

С этой же эмпирической точки зрения признается, что единичные души существуют отдельно от брахмана и существуют вечно, переходя из одной жизни в другую. С точки же зрения метафизической между единичными душами и брахманом нет различия, и то и другое тождественно. В признании вечности круговращения психической жизни Шанкара опять-таки сходится с буддизмом. Хотя он и тут опровергает буддийское учение, но полемика его имеет скорее целью затемнить, чем разъяснить вопрос. В сущности же учения обеих систем о душевной жизни мало отличаются друг от друга 65 Разница лишь в том, что с метафизической точки зрения Шанкара считает эту психическую жизнь иллюзией. У буддистов же идеалистического направления смена душевных явлений признается реально существующей. 62 Ср. Qamkarabhasya на Brahmasutra II. 2. 28. 65 См.: Deussen P. Das System des Vedanta. S. 260. 64 Cp. NV. 254, где приводится взгляд буддистов (kaccit); см. ниже [в Тексте главы]. Ср. Qamkarabhasya на II. 2. 28; в конце толкования на эту сутру Шан-каре приходится защищаться от упрека в том, что его учение в сущности очень близко к буддийскому. Взгляды системы санкхья на время и пространство прямо вытекают из основных положений этой системы. Вечная первичная материя (pradhana) имеет две принадлежности, время и пространст во. Как и сама материя, эти принадлежности всеобъемлющи и вечны.66 Кроме духа и первичной материи, все остальное не вечно, говорится в Санкхья-сутрах (SS. V. 72). Не вечны и все продукты материи, из которых состоит мир явлений. Для изменчивого мира явлений то время и то пространство, которые рассматриваются как качества первичной материи, были недостаточны, и потому предполагается существование другого времени и другого пространства, которые не вечны и не всеобъемлющи: они являются продуктами akaga. т. е. эфира или мирового пространства. Поскольку времена и пространства ограничены, они возникают из акаса вследствие соединения последнего с теми или иными субстратами (upadhi): они суть не что иное, как aka^a, поскольку он ограничен известным субстратом (SS. бу скутеры

Комментариев нет: